УТВЕРЖДЕНО
Решение
Шумилинского районного
исполнительного комитета ________________ №_____
УСТАВ
государственного учреждения образования
«Кордонская средняя школа имени Героя Беларуси А.И. Дубко Шумилинского района»
СТАТУТ
дзяржаўнай установы адукацыі
“Кардонская сярэдняя школа імя Героя Беларусі А.І.Дубко Шумілінскага раёна”
г.п. Шумилино
2023г.
РАЗДЕЛ I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящий Устав является новой редакцией Устава государственного учреждения образования «Кордонская средняя школа имени Героя Беларуси А.И.Дубко Шумилинского района» зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей № 390521309.
2. Государственное учреждение образования «Кордонская средняя школа имени Героя Беларуси А.И.Дубко Шумилинского района» (далее – Учреждение) – учреждение общего среднего образования, которое реализует образовательную программу начального образования, образовательную программу базового образования, образовательную программу среднего образования и может обеспечивать изучение отдельных учебных предметов, модулей на повышенном уровне при реализации образовательной программы базового образования, изучение отдельных учебных предметов, модулей на повышенном уровне в рамках организации профильного обучения при реализации образовательной программы среднего образования.
Учреждение также может реализовывать образовательные программы специального образования, образовательные программы дополнительного образования детей и молодежи, образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих).
3. Учреждение является юридическим лицом, имеющим свою печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и штамп со своим наименованием, может от своего имени приобретать имущественные и неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
4. Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Положением об учреждении общего среднего образования (далее – Положение), и иными актами законодательства, настоящим Уставом.
5. Наименование Учреждения образования:
полное наименование:
на русском языке – государственное учреждение образования «Кордонская средняя школа имени Героя Беларуси А.И.Дубко Шумилинского района»;
на белорусском языке – дзяржаўная ўстанова адукацыі «Кардонская сярэдняя школа імя Героя Беларусі А.І.Дубко Шумілінскага раёна»;
сокращенное наименование:
на русском языке – Кордонская средняя школа имени Героя Беларуси А.И.Дубко Шумилинского района;
на белорусском языке – Кардонская сярэдняя школа імя Героя Беларусі А.І.Дубко Шумілінскага раёна.
6. Место нахождения Учреждения: 211268, Витебская область, аг. Кордон, ул. Школьная, д.6.
7. Тип учреждения образования – учреждение общего среднего образования. Вид – средняя школа.
8. В Учреждении не допускается создание и деятельность политических партий, иных общественных объединений, преследующих политические цели, а также создание, анонимная или иная противоречащая законодательству деятельность религиозных организаций.
Учреждение в вопросах воспитательной деятельности на основании письменных заявлений законных представителей воспитанников, во вне учебное время, может взаимодействовать с зарегистрированными религиозными организациями с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа.
9. Учредителем Учреждения является Шумилинский районный исполнительный комитет (далее – Учредитель).
10. К компетенции Учредителя относится:
принимает решение об изменении вида, реорганизации и ликвидации Учреждения в порядке, предусмотренном действующим законодательством;
в случае прекращения деятельности Учреждения, Учредитель принимает меры по переводу обучающихся с их согласия, согласия законных представителей несовершеннолетних обучающихся в другие учреждения образования, реализующие соответствующие образовательные программы, в порядке, предусмотренном действующим законодательством;
обеспечивает обновление и развитие учебно-материальной базы;
обеспечивает бесперебойное функционирование зданий и сооружений Учреждения, находящихся в постоянном пользовании;
согласовывает внесение изменений и дополнений в структуру и штатное расписание Учреждения;
согласовывает назначение на должность и освобождение от должности директора;
определяет контрольные цифры приема;
может устанавливать меньшую наполняемость учебных групп по сравнению с предусмотренным действующим законодательством, по согласованию с соответствующими государственными органами;
может принимать решение о временном приостановлении образовательного процесса при неблагоприятных погодных условиях;
Учредитель реализует иные права и обязанности, установленные законодательством и настоящим Уставом.
11. Органом государственного управления Учреждением является отдел по образованию Шумилинского районного исполнительного комитета (далее – Уполномоченный орган).
Компетенция Уполномоченного органа:
разрабатывает прогнозы потребностей в кадрах для соответствующей административно-территориальной единицы;
осуществляет иные полномочия в сфере образования, определяемые Кодексом Республики Беларусь об образовании и иными актами законодательства.
12. Бухгалтерское обслуживание финансовой деятельности Учреждения осуществляет государственное учреждение «Центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций Шумилинского района» на основании договора.
РАЗДЕЛ 2
ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ
13. Предметом деятельности Учреждения является осуществляемая в соответствии с законодательством образовательная деятельность, которая включает в себя организацию и проведение учебной, воспитательной и методической работы.
14. Основной целью образовательной деятельности Учреждения является осуществление обучения и воспитания на I, II, III ступенях общего среднего образования.
15. Основными задачами Учреждения являются:
обеспечение получения учащимися общего начального, общего базового и общего среднего образования в соответствии с образовательными стандартами общего среднего образования;
формирование у учащихся научного мировоззрения, духовных и нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса;
укрепление и сохранение физического и психического здоровья учащихся, воспитание бережного и ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью других граждан, формирование гигиенических навыков и здорового образа жизни;
подготовка учащихся к осознанному профессиональному самоопределению, продолжению образования, трудовой и общественной деятельности, семейной жизни;
воспитание гражданина Республики Беларусь.
16. Срок получения:
начального образования составляет четыре года;
общего базового образования составляет девять лет;
общего среднего образования составляет одиннадцать лет (в вечерних классах в средней школе – двенадцать лет).
Для достижения своих задач Учреждение в соответствии с законодательством реализует образовательную программу по трём ступеням:
I ступень – начальное образование (I–IV классы); и для лиц с особенностями психофизического развития – 4-5 лет;
II ступень – базовое образование (V–IX классы);
III ступень – среднее образование (X–XI классы, вечерние классы в средней школе – X–XII классы).
I и II ступени общего среднего образования составляют общее базовое образование.
I, II и III ступени общего среднего образования составляют общее среднее образование.
осуществляет ориентацию выпускников на продолжение образования с учетом потребностей государства;
обеспечивает развитие творческих способностей учащихся в соответствии с их интересами и склонностями;
реализует программу воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь.
17. Учреждение в порядке, предусмотренном законодательством, с учетом мнения законных представителей учащихся, исходя из их склонностей, желаний и состояния здоровья может создавать условия для:
реализации учебных программ повышенного уровня изучения по отдельным предметам в пределах установленного типовым учебным планом количества учебных часов;
реализации программ факультативных занятий гуманитарной, естественно-математической, обществоведческой, экологической, военно-патриотической, музыкальной, хореографической, художественной, театральной, спортивной и иной направленности;
подготовки детей к обучению на I ступени общего среднего образования;
обучения и воспитания, оказания коррекционно-педагогической помощи детям с особенностями психофизического развития;
обучения и воспитания учащихся, которые по медицинским показаниям временно или постоянно не могут посещать уроки в Учреждении;
обучения по индивидуальным учебным планам;
организации дополнительного образования детей и молодежи;
на повышенном уровне на III ступени общего среднего образования;
профессиональной подготовки учащихся;
итоговой аттестации в порядке экстерната учащихся, которые полностью или частично освоили содержание образовательной программы базового образования или образовательной программы среднего образования самостоятельно, либо в учреждении образования, не прошедшем государственную аккредитацию, и в целях подтверждения этого при наличии уважительных причин неосвоения указанных программ в учреждении образования, допущен к аттестации в порядке экстерната.
18. Образовательные программы в Учреждении реализуются в дневной форме получения образования.
19. Учреждение может осуществлять экспериментальную и инновационную деятельность в порядке, определяемом Министерством образования Республики Беларусь.
Учреждение в порядке, установленном законодательством, может осуществлять образовательную деятельность, услуги в сфере образования на платной основе на основании договора о платных услугах в сфере образования.
Отдельные виды деятельности в соответствии с Перечнем видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии) уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций, Учреждение может осуществлять только на основании специальных разрешений (лицензий). Учреждение осуществляет следующие виды лицензируемой деятельности: образовательная деятельность.
РАЗДЕЛ III
ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
20. Порядок организации образовательного процесса определяется Положением. Учреждение обеспечивает получение общего среднего образования.
21. Образовательный процесс при реализации образовательных программ общего среднего образования может быть организован:
в учреждениях образования;
на дому;
в организациях здравоохранения;
в санаторно-курортных и оздоровительных организациях;
в следственных изоляторах и исправительных учреждениях.
22. Форма получения образования в Учреждении – очная.
23. В Учреждение в первую очередь принимаются лица, проживающие на территории микрорайона, закрепленного за Учреждением решением Шумилинского районного исполнительного комитета.
Лицам, не проживающим в микрорайоне Учреждения, может быть отказано в приеме в Учреждение только при отсутствии свободных мест.
Зачисление на свободные ученические места осуществляется в порядке очередности подачи заявлений законными представителями.
24. Прием (зачисление) лиц в Учреждение образования для освоения содержания образовательной программы начального образования осуществляется по достижении этими лицами на начало учебного года возраста шести лет или по желанию одного из законных представителей несовершеннолетнего лица с более позднего возраста.
По заявлению одного из законных представителей несовершеннолетнего лица при наличии решения педагогического совета допускается прием (зачисление) в I класс лица, которому шесть лет исполняется в текущем календарном году.
25. Прием лица в Учреждение для получения общего среднего образования осуществляется без вступительных испытаний.
Зачисление и отчисление учащихся осуществляются в порядке, определенном Кодексом и Положением.
При приеме в Учреждение учащиеся и их законные представители должны быть ознакомлены с Уставом и другими документами, регламентирующими образовательный процесс.
Учащиеся, которые получили общее базовое образование в Учреждении и желают продолжить образование на ІІІ ступени общего среднего образования в этом учреждении, в период, установленный законодательством подают заявление на имя директора Учреждения при необходимости с указанием учебных предметов, которые они желают изучать на повышенном уровне, предъявляют свидетельство об общем базовом образовании и медицинскую справку о состоянии здоровья ребенка.
26. Образовательный процесс осуществляется в классах или индивидуально.
Открытие классов, их наполняемость, деление на группы осуществляется согласно законодательству.
Решение о получении общего среднего образования на дому принимается Уполномоченным органом, о переводе учащегося на индивидуальный учебный план – руководителем Учреждения и организуются в порядке, определенном Кодексом и соответствующими нормативными актами.
27. По решению учредителя в Учреждении могут открываться:
на I, II, III ступенях общего среднего образования специализированные по спорту классы;
на III ступени общего среднего образования профильные классы профессиональной направленности;
специальные классы (группы) для лиц с особенностями психофизического развития;
классы (группы) интегрированного обучения и воспитания, в которых получают образование лица с особенностями психофизического развития и лица, не относящиеся к лицам с особенностями психофизического развития;
пункты коррекционно-педагогической помощи для оказания своевременной квалифицированной коррекционно-педагогической помощи детям с особенностями психофизического развития, имеющим стойкие или временные трудности в освоении учебных программ.
28. В Учреждении могут открываться группы продленного дня для учащихся, получающих образование на I и II ступенях общего среднего образования.
29. Открытие и функционирование в Учреждении классов, пунктов коррекционно-педагогической помощи, групп продленного дня осуществляется согласно соответствующим положениям, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь.
30. Образовательный процесс в Учреждении строится на основе принципов государственной политики в сфере образования, научно обоснованном определении содержания общего среднего образования и его структурировании, педагогически обоснованном выборе форм, методов и средств обучения и воспитания.
31. Организация образовательного процесса в Учреждении осуществляется в соответствии с образовательными стандартами, Типовым учебным планом и образовательными программами, разработанными и утвержденными Министерством образования Республики Беларусь.
Ежегодно на основе Типового учебного плана Учреждение разрабатывает собственный план, который утверждается директором по согласованию с Уполномоченным органом.
32. Образовательный процесс организуется по учебным годам, в рамках учебного года – по четвертям.
33. Для учащихся устанавливаются осенние, зимние, весенние и летние каникулы, для учащихся I и II классов в III четверти (третья неделя месяца) – дополнительные каникулы продолжительностью в одну неделю.
34. Продолжительность учебного года, сроки учебных занятий по четвертям, каникул, выпускных экзаменов ежегодно определяются Министерством образования Республики Беларусь.
35. Образовательный процесс при обучении и воспитании на I, II и III ступенях общего среднего образования организуется в режиме шестидневной школьной недели, включающей пятидневную учебную неделю и один день недели для проведения с учащимися спортивно-массовых, физкультурно- оздоровительных, иных воспитательных мероприятий.
36. Изучение учебных предметов при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования осуществляется на базовом уровне, а на III ступени возможно открытие профильных классов.
37. Основной формой организации образовательного процесса является учебное занятие: урок, наблюдение, экскурсия и иное занятие. Дополнительно проводятся факультативные, стимулирующие и поддерживающие занятия. Трудовая деятельность учащихся может включать общественно-полезный труд, трудовую практику, сферу социальной помощи, временное трудоустройство, работу в различных формах трудовых объединений в течение учебного года и в каникулярное время.
38. Длительность урока, факультативного, поддерживающего, стимулирующего занятий в I-ых классах – 35 минут, во II-ХI классах – 45 минут.
Длительность иных занятий с учащимися, в том числе различных форм внеурочной и внеклассной работы определяется нормативными документами Министерства образования Республики Беларусь.
39. Учащиеся с учетом мнения их законных представителей исходя из склонностей, желаний и состояния здоровья могут изучать отдельные учебные предметы на повышенном уровне.
40. Факультативные занятия могут быть естественно-математической, гуманитарной, обществоведческой, экологической, военно-патриотической, музыкальной, хореографической, художественной, театральной, профориентационной и иной направленности, а также могут способствовать физическому развитию учащихся, совершенствованию их двигательной активности.
Факультативные занятия, как правило, проводятся до начала либо после завершения уроков. Факультативные занятия в V-XI классах могут проводиться в шестой школьный день.
41. Режим занятий в Учреждении (сменность занятий, длительность перерывов между занятиями, расписание и др.) определяется с учетом учебного плана, условий труда, требований санитарных правил и норм, утверждается директором и согласовывается с профсоюзным комитетом ежегодно в соответствии с действующими нормативными актами.
42. Ежедневное количество уроков, факультативных занятий, внеурочных и внеклассных мероприятий определяется соответствующими расписаниями, которые утверждаются директором Учреждения.
43. Основной язык обучения и воспитания в Учреждении – русский.
В учреждении является обязательным изучение немецкого языка, за исключением отдельных категорий детей с особенностями психофизического развития.
По решению учредителя с учетом возможности Учреждения могут открываться классы с изучением другого иностранного языка.
В порядке, предусмотренном законодательством, в Учреждении могут создаваться классы, в которых обучение и воспитание осуществляются на языке национального меньшинства или изучается язык национального меньшинства.
Порядок изучения белорусского и (или) русского языков учащимися, временно находящимися на территории Республики Беларусь, определяется Министерством образования Республики Беларусь.
44. Результаты учебной деятельности учащихся оцениваются при проведении текущей, промежуточной и итоговой аттестации.
45. Оценка результатов учебной деятельности учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, за исключением учащихся I - II классов, учащихся III - IV классов по учебным предметам "Музыка", "Изобразительное искусство", "Трудовое обучение", "Физическая культура и здоровье", "Основы безопасности жизнедеятельности", осуществляется на основе отметок в баллах по десятибалльной шкале либо отметок "зачтено", "не зачтено", "не аттестован(а)" или записей "освобожден(а)", "не изучал(а)".
Положительными являются отметки от 3 (трех) до 10 (десяти) баллов: 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, "зачтено" и записи "освобожден(а)", "не изучал(а)".
Неудовлетворительными являются отметки "1" (один), "2" (два) балла, "не зачтено", "не аттестован(а)".
Оценка результатов учебной деятельности учащихся I - II классов, учащихся III - IV классов по учебным предметам "Музыка", "Изобразительное искусство", "Трудовое обучение", "Физическая культура и здоровье", "Основы безопасности жизнедеятельности" осуществляется на содержательно-оценочной основе, которая предполагает словесную оценку результатов учебной деятельности учащихся, без выставления отметок.
46. Оценка поведения учащихся разных классов выставляется с учетом выделенных критериев (социально значимых качеств) в зависимости от степени проявления этих качеств (показателей) и выражается в таких характеристиках, как "примерно", "удовлетворительно", "неудовлетворительно".
Оценка "примерно" выставляется в том случае, когда указанные критерии и показатели проявляются в полной мере.
"Удовлетворительно" - когда показатели проявляются не в полной мере.
Оценка "неудовлетворительно" выставляется в том случае, если показатели по выделенным критериям (социально значимым качествам) не проявляются.
Оценки по поведению учащихся в школе выставляются учителем начальных классов, классным руководителем. Поведение учащихся в школе оценивается по четвертям и за год. Результаты проведенной работы обсуждаются на родительских собраниях, педагогических советах.
Учащимся, успешно прошедшим аттестацию за период обучения на уровне общего базового образования, выдается свидетельство об общем базовом образовании. За отличные успехи в учебе и примерное поведение за период обучения на уровне общего базового образования учащимся выдается свидетельство об общем базовом образовании с отличием в порядке, установленном Министерством образования Республики Беларусь.
47. Выпускникам Учреждения, успешно прошедшим аттестацию за период обучения на уровне общего среднего образования, выдается аттестат об общем среднем образовании.
За отличные успехи в учебе и примерное поведение за период обучения на уровне общего среднего образования выпускники награждаются золотыми, серебряными медалями с вручением аттестата особого образца, а за особые успехи в изучении отдельных предметов – похвальными листами в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь.
48. Учащимся, не прошедшим итоговую аттестацию за период обучения на уровне общего среднего образования, выдаются справки установленного Министерством образования Республики Беларусь образца, не являющиеся документом об общем среднем образовании.
49. Иные вопросы приема, перевода, восстановления, отчисления учащихся, порядок и формы проведения аттестации, перевода в следующий класс, пересмотра положительной годовой отметки, допуска к выпускным экзаменам, организация выпускных экзаменов и выпуск учащихся осуществляются в порядке, установленном Министерством образования Республики Беларусь.
50. Воспитание учащихся в Учреждении осуществляется в процессе обучения, внеклассной и внешкольной деятельности в соответствии с программой воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, утверждаемой Министерством образования Республики Беларусь.
51. Целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося.
52. Задачами воспитания являются:
формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии;
подготовка к самостоятельной жизни, профессиональному самоопределению, выбору профессии и труду;
формирование нравственной, эстетической культуры и культуры в области охраны окружающей среды и природопользования;
формирование физической культуры, овладение ценностями и навыками здорового образа жизни;
формирование культуры семейных отношений;
создание условий для социализации, саморазвития и самореализации личности обучающегося.
53. Воспитание основывается на общечеловеческих, гуманистических ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, государственной идеологии, отражает интересы личности, общества и государства.
54. Основными требованиями к воспитанию являются:
соответствие содержания, форм и методов воспитания цели и задачам воспитания;
системность и единство педагогических требований;
преемственность, непрерывность и последовательность реализации содержания воспитания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
создание условий для развития творческих способностей обучающихся, включение их в различные виды социально значимой деятельности.
55. Основными составляющими воспитания являются:
идеологическое воспитание, направленное на формирование у обучающихся знаний основ государственной идеологии, привитие подрастающему поколению общечеловеческих, гуманистических ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности;
гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование у обучающихся активной гражданской позиции, патриотизма, правовой, политической и информационной культуры;
духовно-нравственное воспитание, направленное на приобщение обучающихся к общечеловеческим и гуманистическим ценностям, формирование нравственной культуры;
эстетическое воспитание, направленное на формирование у обучающихся эстетического вкуса, развитие чувства прекрасного;
воспитание психологической культуры, направленное на развитие, саморазвитие и самореализацию личности обучающихся;
воспитание физической культуры, физическое совершенствование;
формирование у обучающихся навыков здорового образа жизни, осознания значимости здоровья как ценности и важности его сохранения;
семейное и гендерное воспитание, направленное на формирование у обучающихся ответственного отношения к семье, браку, воспитанию детей, осознанных представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в соответствии с традиционными ценностями белорусского общества;
трудовое и профессиональное воспитание, направленное на понимание обучающимися труда как личностной и социальной ценности, формирование готовности к осознанному профессиональному выбору;
воспитание, направленное на формирование у обучающихся бережного отношения к окружающей среде и природопользованию; - воспитание культуры безопасности жизнедеятельности, направленное на формирование у обучающихся безопасного поведения в социальной и профессиональной деятельности;
воспитание культуры быта и досуга, направленное на формирование у обучающихся ценностного отношения к материальному окружению, умения целесообразно и эффективно использовать свободное время;
поликультурное воспитание, направленное на формирование у обучающихся толерантного отношения к представителям других культур, национальностей, вероисповеданий;
экономическое воспитание, направленное на формирование у обучающихся экономической культуры личности.
56. Организационно-воспитательную работу в классе осуществляют педагогические работники, в том числе педагогический работник, выполняющий функции классного руководителя.
57. Социально-педагогическое и психологическое обеспечение образовательного процесса в Учреждении осуществляют педагог-психолог, педагог социальный, а также по решению директора могут осуществлять иные специалисты Учреждения, принимающие непосредственное участие в воспитании учащихся и имеющие психологическое, педагогическое, социально-педагогическое образование или прошедшие соответствующую переподготовку, подтвержденную документом об образовании.
Педагог-психолог и педагог социальный осуществляют свою деятельность в порядке, определяемом Министерством образования Республики Беларусь.
58. Объединение по интересам создается из числа детей и молодежи на основе общего интереса к конкретному направлению деятельности. К объединениям по интересам относятся кружок, клуб, секция, студия, мастерская, лаборатория, оркестр, хор, ансамбль, театр, научное общество учащихся и иные объединения.
Объединения по интересам могут быть одновозрастными и разновозрастными. Объединения по интересам могут создаваться для работы с переменным составом учащихся.
На основании пункта 10 статьи 229 Кодекса Республики Беларусь об образовании наполняемость объединений по интересам первого года обучения составляет от 6 до 10 учащихся, второго и последующих годов обучения – не менее 5 учащихся.
Наполняемость объединения по интересам для учащихся из числа лиц с особенностями психофизического развития составляет от 6 до 8 человек.
Наполняемость объединения по интересам, в котором образовательный процесс организован для лиц с особенностями психофизического развития и иных лиц, количество лиц с особенностями психофизического развития в нем определяются Министерством образования.
59. Питание и оздоровление учащихся в Учреждении организуется в соответствии с действующими нормативными актами.
ПРАВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЯ
60. Учреждение в соответствии с возложенными на него основными задачами имеет право:
осуществлять образовательную деятельность;
формировать структуру и штатное расписание учреждения образования;
осуществлять приносящую доходы деятельность (виды платных услуг определяются на основе утверждаемого Советом Министров Республики Беларусь перечня платных услуг, оказываемых государственными учреждениями образования);
участвовать в научной, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности, деятельности по научно-методическому обеспечению образования;
осуществлять проверку подлинности документа об образовании путем направления запроса в Министерство образования о подтверждении факта его выдачи в случае возникновения сомнений в подлинности документа об образовании, выданного в Республике Беларусь, при приеме (зачислении) лица для получения образования;
входить в состав ассоциаций (союзов) и иных объединений некоммерческих организаций;
осуществлять международное сотрудничество в сфере образования, в том числе внешнеторговую деятельность.
61. Учреждение обязано обеспечить:
качество образования;
разработку и утверждение в установленном порядке структурных элементов научно-методического обеспечения соответствующего образования, его совершенствование;
подбор, прием на работу и расстановку кадров, повышение их квалификации;
соблюдение санитарно-эпидемиологических требований;
создание безопасных условий при организации образовательного и воспитательного процессов;
разработку и принятие правил внутреннего распорядка для обучающихся;
моральное и материальное стимулирование обучающихся, педагогических и иных работников учреждения образования;
меры социальной защиты обучающихся;
создание необходимых условий для организации питания и оказания медицинской помощи;
ознакомление лиц, законных представителей несовершеннолетних лиц при приеме (зачислении) в учреждения образования со свидетельством о государственной регистрации, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, уставом, правилами внутреннего распорядка для обучающихся и иными локальными правовыми актами учреждений образования, содержащими права и обязанности обучающихся, а по их требованию – также с учебно-программной документацией;
патронат лиц с особенностями психофизического развития в течение двух лет после получения образования в этих учреждениях образования в соответствии с Положением о патронате лиц с особенностями психофизического развития, утверждаемым Министерством образования;
содействие уполномоченным государственным органам, иным организациям в проведении контроля за обеспечением качества образования.
62. Учреждение несет ответственность за получение детьми и подростками обязательного общего базового образования, осуществление перехода к общему среднему образованию, качество предоставляемого образования, сохранность и совершенствование своей материально- технической базы, и иное в соответствии с законодательством.
РАЗДЕЛ V
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
63. Участниками образовательного процесса в Учреждении являются учащиеся, педагогические работники, законные представители учащихся.
64. Учащимися Учреждения являются лица, зачисленные в Учреждение в установленном порядке, осваивающие содержание одного из видов образовательных программ общего среднего образования.
65. Обучающиеся Учреждения в соответствии с Кодексом об образовании и иными актами законодательства, имеют право на:
получение образования в соответствии с образовательными программами;
одновременное освоение содержания нескольких образовательных программ основного образования в случаях, предусмотренных актами законодательства;
перевод в другое учреждение образования в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь;
восстановление для продолжения получения образования в учреждении образования в случаях и порядке, установленных статьей 69 Кодекса об образовании;
обучение и воспитание в соответствии с настоящим Кодексом в пределах содержания образовательной программы по индивидуальному учебному плану, индивидуальной учебной программе в случаях, предусмотренных Кодексом об образовании;
создание специальных условий для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития;
уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса;
бесплатное психолого-медико-педагогическое обследование в государственных центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;
бесплатную коррекцию нарушений в физическом и (или) психическом развитии в государственных учреждениях образования, реализующих образовательные программы специального образования, коррекционно-педагогическую помощь в государственных учреждениях образования, реализующих образовательные программы основного, дополнительного и специального образования;
пользование учебниками и учебными пособиями;
бесплатное пользование библиотекой, физкультурно-спортивными сооружениями, учебной, производственной, научной базой Учреждения;
получение социально-педагогической поддержки и психологической помощи со стороны специалистов Учреждения;
поощрение за успехи в учебной, общественной, научной, научно-технической, экспериментальной, инновационной деятельности, участие в физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых, спортивных мероприятиях, а также в образовательных мероприятиях;
участие в управлении Учреждением;
участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах, фестивалях, конференциях, симпозиумах, конгрессах, семинарах, праздниках и других образовательных и иных мероприятиях, спортивно-массовых мероприятиях, общественной, научной, научно-технической, экспериментальной, инновационной, культурной деятельности;
ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, учредительным документом, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, правилами внутреннего распорядка для обучающихся, иными локальными правовыми актами, содержащими права и обязанности обучающихся, а также с учебно-программной документацией;
участие в молодежных и иных общественных объединениях, деятельность которых не противоречит законодательству;
обращение в комиссию по разрешению конфликта интересов педагогического работника в случае возникновения разногласий между участниками образовательных отношений.
66. Обучающиеся Учреждения обязаны:
добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания образовательных программ, программ воспитания;
заботиться о своем здоровье, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;
выполнять требования учредительных документов, правил внутреннего распорядка для обучающихся;
уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;
не допускать действий, препятствующих другим участникам образовательного процесса исполнять их обязанности и реализовывать их права в сфере образования;
бережно относиться к имуществу Учреждения.
67. За нарушение Устава и Правил внутреннего распорядка для обучающихся Учреждения обучающимся может быть объявлено замечание или выговор в соответствии Кодексом об образовании Республики Беларусь.
68. К педагогическим работникам Учреждения относятся лица, которые осуществляют педагогическую деятельность (реализуют содержание образовательных программ, программ воспитания, оказывают коррекционно-педагогическую помощь, осуществляют научно-методическое обеспечение и (или) руководство образовательной деятельностью учреждений образования, его обособленных подразделений, структурных подразделений). Квалификационные требования к педагогическим работникам определяются квалификационными характеристиками, утвержденными в порядке, установленном законодательством.
69. Педагогические работники Учреждения имеют право:
на обеспечение условий для осуществления своей профессиональной деятельности, защиту своих прав, чести и достоинства при выполнении должностных обязанностей, творческую инициативу, выбор методов и форм обучения и воспитания, учебников и учебных пособий, средств обучения, обеспечивающих необходимое качество образовательного процесса, участие в конкурсах профессионального мастерства, участие в управлении Учреждением через педагогический совет, органы самоуправления, ежемесячную компенсацию расходов на приобретение учебной и методической литературы в порядке и на условиях, определенных законодательством.
70. Педагогические работники Учреждения обязаны:
осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивающем получение учащимися образования в соответствии с образовательными стандартами общего среднего образования;
содействовать выявлению и развитию индивидуальных творческих способностей учащихся;
вести профилактическую работу по предупреждению правонарушений среди учащихся;
своевременно информировать законных представителей учащегося о нарушении им Устава и Правил внутреннего распорядка Учреждения;
вести здоровый образ жизни и пропагандировать его среди учащихся;
уважать честь и достоинство учащихся и их законных представителей.
71. Иные права и обязанности, а также ответственность педагогических работников Учреждения определяются актами законодательства, настоящим Уставом, должностными инструкциями.
72. Законные представители несовершеннолетних обучающихся в соответствии с Кодексом об образовании иными актами законодательства имеют право на:
ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, учредительным документом, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, правилами внутреннего распорядка для обучающихся, иными локальными правовыми актами, содержащими права и обязанности обучающихся, а также с учебно-программной документацией;
участие в управлении Учреждением;
защиту прав и законных интересов обучающихся, включая обращение в комиссию по разрешению конфликта интересов педагогического работника в случае возникновения разногласий между участниками образовательных отношений;
получение информации о ходе и содержании образовательного процесса, используемых методах обучения и воспитания, результатах учебной деятельности обучающихся в порядке, определяемом руководителем Учреждения с участием органа самоуправления, в который входят лица из числа законных представителей несовершеннолетних обучающихся;
получение информации обо всех видах обследований (медицинских, психологических, педагогических) обучающихся.
73. Законные представители обучающихся Учреждения обязаны:
обеспечивать условия для получения образования и развития обучающихся;
уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;
обеспечивать выполнение обучающимися, законными представителями которых они являются, требований учредительных документов, правил внутреннего распорядка для обучающихся.
74. Не допускается вмешательство законных представителей, обучающихся Учреждения в выбор педагогическим работником методов обучения, соответствующих законодательству.
75. Воспитание учащихся Учреждения обеспечивается во взаимодействии их законных представителей с педагогическими работниками.
76. Иные права и обязанности законных представителей учащихся общеобразовательных учреждений определяются законодательством.
77. Законные представители учащихся Учреждения в соответствии с законодательством несут ответственность за ненадлежащее воспитание ребенка.
78. Педагогические работники, учащиеся, их законные представители в соответствии с законодательством несут ответственность за повреждение помещений и строений Учреждения, учебного оборудования, инвентаря и иного имущества.
ПОРЯДОК УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧРЕЖДЕНИЯ
79. Управление Учреждением строится на сочетании принципов единоначалия и самоуправления и осуществляется в соответствии с законодательством и настоящим Уставом.
80. Непосредственное руководство Учреждением осуществляется директором. Директор имеет заместителей согласно штатному расписанию.
В период временного отсутствия директора (отпуск, в том числе и социальный, болезнь, командировка, курсовая переподготовка, участие в семинарах) его обязанности выполняет по приказу директора один из его заместителей, у которого по должностной инструкции предусмотрено выполнение обязанностей директора, без права передачи вверенных ему полномочий другому работнику. В случае отсутствия заместителя директора, имеющего право выполнять его обязанности, приказом директора выполнение обязанностей возлагается на другого работника Учреждения.
Директор Учреждения назначается на должность и освобождается от должности Уполномоченным органом по согласованию с председателем Шумилинского районного исполнительного комитета.
Директор вносит в Уполномоченный орган предложения о назначении или освобождении от должности его заместителей.
Директор Учреждения несет ответственность за качество и эффективность работы, условия труда работников, охрану прав, жизни и здоровья детей, представляет без доверенности интересы Учреждения в государственных органах и организациях, в суде.
Директор Учреждения:
осуществляет контроль за ходом и результатами образовательного процесса;
принимает на работу и увольняет в установленном порядке работников Учреждения;
распределяет и несет ответственность за установление нагрузки педагогическим работникам;
приобретает, заказывает оборудование и иные материальные ресурсы у юридических и физических лиц по безналичному и наличному расчету;
заключает договоры с организациями и физическими лицами на выполнение различных видов работ (услуг), в том числе на оказание платных образовательных услуг законным представителям воспитанников, гражданам, а также организациям, с целью осуществления хозяйственной деятельности Учреждения в соответствии с законодательством;
отменяет решения органов самоуправления в случаях, когда они противоречат данному Уставу и действующему Положению;
издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками Учреждения.
Оплата труда директора Учреждения, в том числе его поощрение за результаты работы, осуществляется в порядке, определенном законодательством.
Должностные обязанности директора Учреждения утверждает Уполномоченный орган, должностные обязанности остальных работников – директор.
81. Основным органом самоуправления Учреждения является педагогический совет, возглавляемый директором Учреждения.
82. Педагогический совет создается из числа педагогических работников Учреждения, является коллегиальным органом, который рассматривает вопросы организации образовательного процесса, определения путей реализации содержания образования, проведения аттестации и выпуска учащихся, повышения качества образования, профессионального уровня педагогических работников и иные вопросы образовательной деятельности Учреждения.
83. В Учреждении могут создаваться следующие органы самоуправления: совет, методический совет, попечительский совет, родительский комитет, совет по питанию, ученический совет.
84. Органы самоуправления Учреждения создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с актами законодательства и настоящим уставом.
85. В Учреждении создаются условия для обязательного медицинского обслуживания детей государственными организациями охраны здоровья.
86. Контроль за деятельностью Учреждения осуществляет Уполномоченный орган.
87. Государственный контроль за обеспечением качества образования осуществляется уполномоченными государственными органами в соответствии с законодательством.
88. Учреждение осуществляет самоконтроль за обеспечением качества образования в соответствии с законодательством. Порядок и периодичность проведения самоконтроля за обеспечением качества образования определяется директором Учреждения.
Учреждение обязано подтверждать свою государственную аккредитацию в порядке, установленном Кодексом Республики Беларусь об образовании.
РАЗДЕЛ VII
ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ШТАТОВ И ОПЛАТА ТРУДА РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЯ
89. Трудовые отношения работников в Учреждении регулируются трудовыми договорами (контрактами), заключаемыми в соответствии с трудовым законодательством, коллективным договором.
90. Штатное расписание Учреждения утверждается в порядке, установленном нормативными документами, на основании типовых штатов, утверждаемых Министерством образования Республики Беларусь, в пределах средств, выделенных на оплату труда.
91. На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимое профессиональное образование или специальное образование при условии прохождения ими интегрированных курсов психолого-педагогической подготовки с представлением соответствующих подтверждающих документов.
92. Квалификационные требования к педагогическим работникам определяются соответствующими квалификационными характеристиками.
93. К педагогической деятельности не допускаются лица, которым занятие данной деятельностью запрещено решением суда или по медицинским показаниям, а также лица, которые были осуждены за преступления. Перечень соответствующих медицинских противопоказаний и составов преступлений определяется законодательством.
94. Оплата труда работников Учреждения осуществляется в соответствии с действующим законодательством, действующими в Учреждении положениями о материальном стимулировании.
95. Аттестация педагогических работников Учреждения осуществляется в порядке, определяемом Министерством образования Республики Беларусь.
ИМУЩЕСТВО И ПОРЯДОК ФИНАНСИРОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ
96. В Учреждении могут функционировать структурные подразделения:
библиотека (информационно-библиотечный центр);
учебно-опытный участок;
лагерь (оздоровительный, труда и отдыха, волонтерский, др.);
ресурсный центр;
служба психолого-педагогического сопровождения;
клубы;
пункт коррекционно-педагогической помощи;
иные структурные подразделения.
97. Структурные подразделения осуществляют свою деятельность на основе Положений о них, утверждаемых директором Учреждения в соответствии с требованиями актов законодательства.
98. Учреждение в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет право владения, пользования и распоряжения им в пределах, установленных законодательством, в соответствии с целями своей деятельности и предназначением имущества.
99. Учреждение распоряжается закрепленным за ним имуществом в порядке, установленном законодательством и решениями Шумилинского районного Совета депутатов и Шумилинского районного исполнительного комитета, в соответствии с целями своей деятельности и предназначением имущества.
100. Материально-техническая база Учреждения формируется учредителем в соответствии с установленным законодательством по действующим нормативам, с учетом типа учреждения, включая здания, сооружения и иное имущество, необходимое для организации обучения и воспитания, другой деятельности, предусмотренной Уставом.
101. Финансирование Учреждения осуществляется за счет средств районного бюджета на основе нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного учащегося для данного типа и вида Учреждения.
102. Привлечение Учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижение нормативов и размеров ее финансирования из бюджета.
103. Дополнительными источниками финансирования Учреждения являются доходы, полученные от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, добровольные пожертвования юридических и физических лиц, иные источники, не запрещенные законодательством.
104. Учреждение может осуществлять платную образовательную деятельность по оказанию дополнительных образовательных услуг, не финансируемых из бюджета.
Стоимость дополнительных образовательных услуг определяется в соответствии с законодательством с учетом экономически обоснованных затрат и утверждается начальником отдела по образованию Шумилинского районного исполнительного комитета.
105. Денежные средства, полученные в результате осуществления хозяйственной деятельности, в том числе оказания платных услуг, поступают в самостоятельное распоряжение Учреждения, учитываются и расходуются по сметам, утверждаемым в соответствии с законодательством.
106. Укрепление, обновление и развитие материально-технической базы Учреждения осуществляется за счет бюджетных средств, а также средств, полученных в результате оказания платных услуг, реализации продукции и услуг населению, добровольных пожертвований организаций, физических и юридических лиц, иных видов деятельности, не противоречащих законодательству.
РАЗДЕЛ IX
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
107. Учреждение имеет право устанавливать прямые связи с органами управления образованием и учреждениями образования зарубежных стран, международными организациями, фондами в целях обмена опытом организации общего среднего образования, проведения совместных мероприятий (конференций, лагерей учащихся и др.).
108. Учреждение вправе заключать соглашения с иностранными учреждениями образования об обмене педагогическими работниками и учениками, о создании совместных (ассоциированных) учреждений.
109. Международное сотрудничество Учреждение осуществляет в соответствии с законодательством.
РАЗДЕЛ X ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
110.Учреждение ведет архивное дело и делопроизводство в порядке, определенном законодательством.
111. Письменная отчетность вышестоящим органам предоставляется Учреждением в установленные сроки в соответствии с требованиями органов государственной статистики Республики Беларусь.
112. Реорганизация и ликвидация Учреждения, прохождение аттестации и государственной аккредитации осуществляется в порядке, установленном законодательством.
113.Реорганизация или ликвидация Учреждения осуществляется, как правило, по окончании учебного года. Учредитель обеспечивает перевод учащихся в иные учреждения по согласованию с их законными представителями.