Мониторинг социальных сетей

Алгоритм работы для педагогов и законных представителей в сети Интернет, социальных сетях по выявлению деструктивных проявлений среди учащихся учреждений образования

Изучить материалы по обеспечению безопасности при использовании сети Интернет:

  1. Организовать разъяснительную работу с родителями и учащимися по работе с интернет-ресурсами в безопасном режиме, по созданию форумов, блогов, групп, использованию специализированных программ.
  2. Зарегистрироваться в социальных сетях.
  3. Отправить запросы на добавление в друзья к своим учащимся.
  4. Войти в группы, где зарегистрированы учащиеся.
  5. Просматривать страницы учеников своего класса, отслеживая, с кем общаются, какие страницы посещают, отмечают, в каких группах состоят и т.д.
  6. Создавать группы совместно с учениками, наполняя их интересным содержанием, вовлекая учащихся в полезное для их развития общение.
  7. При выявлении случаев деструктивных проявлений среди учащихся (наличие на странице «подозрительных» групп, лайки на деструктивных форумах, фотографиях и др.):
  • обратить внимание на поведение ребенка в школьной, классной среде;
  • информировать педагога-психолога, инспекцию по делам несовершеннолетних;
  •  осуществлять индивидуальные разъяснительные беседы с учащимися, родителями.

Социальные сети, терминология

Аватарка (аватар) — это изображение, которое можно назвать «лицом» пользователя на форуме или сайте. Обычно Аватарка, это просто картинка со смыслом, однако некоторые граждане используют свою личную фотографию. Иногда Аватарка несёт в себе черты, которые подчёркивают или отражают сферу деятельности, увлечения или пристрастия конкретного человека. Идеальная Аватарка вместе с «ником» (Ник — это тоже самое, что и кличка, прозвище, псевдоним,  но в интернете) должна создать у других людей подробное впечатление о внутреннем духовном мире пользователя. Большинство людей при общении в интернете не желают раскрывать тайну своей личности, они стараются приукрасить или даже полностью скрыть свою внешность, пытаются выглядеть гораздо привлекательнее, чем в реальной жизни.

Аккаунт — это учётная запись пользователя. По сути, аккаунт, как таковой является некой совокупностью таких понятий, как адрес почтового ящика, пароль и логин. Эти элементы строго обязательны, однако существуют ещё и дополнительные. Например, можно вписать в аккаунт свой номер сотового телефона, загрузить свою фотографию либо аватар. Не стоит опасаться, что всем окружающим станет доступна эта информация, ведь доступ к ней может иметь только администрация ресурса.
Модера́тор — пользователь на общественных сетевых ресурсах (чатах, форумах, эхоконференциях), имеющий более узкие права, чем администратор, но более широкие права, чем обыкновенные пользователи. В отличие от администраторов чаще всего следит за соблюдением правил ресурса в конкретных темах или разделах сетевого ресурса. Кроме обеспечения порядка, в круг задач модератора также может входить обеспечение популярности ресурса, привлечение новых пользователей и увеличение числа обсуждаемых тем.
В число расширенных прав модератора могут входить: право удалять чужие сообщения, право редактировать, обрезать или скрывать часть чужих сообщений, право удалять страницы пользователей, ограничивать пользователей в правах редактирования и просмотра сайта (банить).
Он-лайн (с английского online – на линии) – находящийся в данный момент в состоянии подключения к Интернету. Функционирующий только при подключении к Интернету. Существующее и происходящее в Интернете в режиме реального времени. Прилагательное – онлайновый. 
Открытая группа – группа социальной сети, к которой без каких-либо предварительных условий и в любое время, может присоединиться любой пользователь социальной сети и принять участие в форуме и других событиях жизни группы. 
Пост – отдельно взятое сообщение в форуме, в какой-то теме. Может быть удалено или исправлено администратором и модератором на свое усмотрение без предварительного предупреждения (обычно в случаях нарушений правил). Это также сам процесс написания сообщения.
Сайт (от английского site) – дословно «узел сети». Совокупность размещенных в сети Интернет веб-страниц, объединенных единой темой, дизайном и единым адресным пространством домена. 
Сервер / server– объёмный компьютер, ресурсы которого используются многими пользователями. 
Сеть Интернет – совокупность международных автоматизированных систем информации, связи и сервисов, наложенных на технологическую среду сетей электросвязи. 
Сообщения – фрагменты информации, передаваемые от одного пользователя социальной сети к другому. 
Сообщества – списки одноклассников, однокурсников, сослуживцев, коллег и товарищей по отдыху на сайте Одноклассники. Группы людей со схожими интересами. Имеют список участников и форум. Сообщества сформированы вокруг учебных заведений и определенных сфер деятельности пользователей. Для присоединения к сообществу необходимо зайти в «Интересы», далее «Сообщества», Добавить: школу | колледж | институт | армию | компанию | место отдыха. Выбрать регион, нажать Поиск: Заполнить форму и Сохранить.
Спам, спаминг / spamming – назойливая реклама сомнительного характера в комментариях, личной почте, форуме и других сообщениях. Рассылка большому количеству пользователей с принудительной выдачей им не запрошенной ими информации.
Статус (от латинского – положение, состояние) – состояние, в котором пользователь находится или находился. Для выставления статуса в социальных сетях представляется форма, ограниченная 100 символами, позволяющая пользователю вносить любую информацию, отражающую его настоящее состояние.
Группа «ВКонтакте» – место общения людей со схожими взглядами и общими интересами. Группы создаются для обмена полезной информацией, координации каких-нибудь совместных действий, реализации интересных проектов или решения актуальных задач. Создать группу «ВКонтакте» может любой пользователь.
Социальная сеть — платформа, онлайн-сервис и веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений в Интернете.
Как правило, функционал социальной сети состоит в предоставлении каждому пользователю его персонального профиля, в возможности создать связи с другими аккаунтами, а также в ряде дополнительных услуг.
В наши дни эти сайты разнообразны и включают в себя новые информационные и коммуникационные инструменты, например, возможности обмена фото/видео и ведения блогов. Кроме того, на базе многих соцсетей имеются так называемые интернет-сообщества, которые объединяют людей по более узким интересам и предпочтениям. Независимо от целевой аудитории и изначального предназначения, социальные сети позволяют пользователям обмениваться идеями, фотографиями, сообщениями, мероприятиями, событиями, общаться по интересам с различными людьми и так далее.
В основном эти сервисы объединяют людей по различным классифицирующим признакам – бывшим школам, ВУЗам, местам работы, увлечениям и так далее. В каждой стране есть наиболее популярная социальная сеть, образования в которой (группы, паблики, сообщества) уникальны в соответствии с местными традициями. Кроме того, некоторые сервисы получили распространение по всему миру и стали популярны среди пользователей большинства стран (в том числе «Твиттер», «Фейсбук», «Инстаграм» и тд.). 
«ВК» (первоначально – «ВКонтакте») является крупнейшей в Беларуси и России социальной сетью. Она доступна на нескольких языках, но особенно популярна среди русскоязычных пользователей. Как и другие аналогичные социально-развлекательные сети, «ВКонтакте» позволяет пользователям отправлять сообщения друг другу публично или в частном порядке, создавать группы, страницы и события, обмениваться изображениями, аудио и видео, а также играть в игры на основе браузера.
 

Почему среди школьников популярны социальные сети

 

Под влиянием развития технологий коммуникации (Интернет, мобильная связь) на современном этапе происходят изменения принципов самоорганизации общества и взаимодействия между людьми, которые все менее привязаны к территориальной, государственной или какой-либо другой осязаемой конкретике. Есть такой новый термин — миллениалы — дети, родившиеся на переломе ХХ и ХХI века. Многие из них научились пользоваться планшетом раньше, чем читать и писать. Они поколение, для которого цифровые технологии — естественная, если не сказать — родная среда. И им проще общаться с виртуальным собеседником, чем с приятелем из соседнего подъезда. Переписка в виртуальном пространстве — это их способ коммуникации с миром. И, понятно, такими ребятами легко манипулировать знатокам психологии общения в Сети, что еще раз подтверждает утверждение о том, что методы стандартной и общепринятой педагогики и психологии значительно устарели и не позволяют наладить коммуникацию с ребенком. 
Виртуальное общение таит в себе определенные опасности для ребенка. И самая серьезная, по мнению психологов, состоит в том, что взрослые приходят в мир интернета с уже зрелой психикой, со сформированным знанием о том, что хорошо, а что плохо. Нам это объяснили в детстве наши родители, мы это впитали с прочитанными нам сказками, в то время как дети, с их подвижной и некрепкой психикой, оказываются совершенно незащищенными перед огромным виртуальным миром, в котором создается иллюзия неограниченных возможностей.
В чем минусы времяпровождения в социальных сетях:
— Отсутствие смысла. В нашем детстве взрослые проводили с нами время, читая сказки, объясняя нам, что хорошо и что плохо, создавая систему запретов и ограничений, давая нам знания о мире. Находясь в социальных сетях, играя в онлайн-игры, ребенок совершает лишь механические действия, ему неоткуда почерпнуть знания о добре и зле, о моральных законах социума, о границах поведения.
Отсутствие границ. Находясь в интернете, можно открыть любую страницу, сделать любое действие, послать сообщение любого содержания, и за это ничего не будет. У ребенка может сложиться ощущение безнаказанности.
— Нет эмоционального развития. В нашем обществе наблюдается тенденция к интеллектуальному развитию, в то время как эмоциональному и духовному развитию ребенка внимания не уделяется. То же самое можно сказать про общение и игры в интернете. В играх отсутствует мораль, в общении с другими детьми посредством сообщений нет истинных чувств, которые проявляются только невербально (жестами, мимикой, энергетическими импульсами).
— Отсутствие обратной связи. При реальном общении только 10% отводится словам, все остальное – невербальное общение. Общаясь с реальным человеком, можно сделать выводы о том, насколько человек открыт, насколько он добр и искренен. Другой человек может дать понять, что произнесенные слова его ранили или, напротив, обрадовали. Так ребенок учится взаимодействовать с социумом. «Смайлики» не способны научить этому взаимодействию.
— Отсутствие контроля со стороны родителей. Казалось бы, ребенок, сидя в интернете, находится на виду. И действительно, физически он вне опасности: он не ходит по подворотням в сомнительной компании, не курит и не пробует пиво или наркотики. С другой стороны, его хрупкий, не сформированный еще внутренний мир, его эмоциональная сфера абсолютно бесконтрольно находятся под влиянием другой реальности, и что с его внутренним миром происходит в данный момент, вы не можете проконтролировать.
— Искажение понятия дружбы. В социальных сетях можно легко добавлять или удалять друзей. Чем больше виртуальных друзей, тем больше рейтинг, тем больше ощущения популярности и значимости. В то же время реальных друзей нельзя просто так «добавить» или «удалить».
— Стирается понятие интимности. В социальных сетях люди выкладывают свои личные фотографии, откровенно делятся своим эмоциональным состоянием в «статусах», дневниках и блогах. Таким образом, то, что раньше было чем-то сугубо личным, интимным, становится достоянием всех, кому доступна ваша страничка. Кроме того, такая демонстрация себя вместе со свободным добавлением в друзья «угодных» и удаления «неугодных» порождает самолюбование и нарциссизм. Сможет ли потом этот человек любить другого человека, способен ли будет проявлять истинные чувства и эмпатию?
— Проблема самоидентификации кажется нормой. Очень многие подростки в социальных сетях вместо своих реальных фотографий на аватаре размещают картинки различного содержания. С точки зрения психологии, это означает, что ребенок отождествляет себя с картинкой на аватаре. И это также может означать, что он не принимает себя таким, какой он есть на самом деле. Только если в реальном мире, при реальном общении, проблемы с собственной самоидентификацией рано или поздно станут заметны родителям, учителям, одноклассникам, то в мире социальных сетей это уже становится нормой: ведь все так делают, а значит, проблемы нет.
Для большего понимания причин, по которым подростки длительное время пребывают в социальной сети и испытывают в ней потребность необходимо обратить внимание на оценку ситуации подростками. 
Лиза, студентка: «Мое знакомство с социальными сетями началось с Вконтакте в возрасте 13 лет…»
«Сначала основная цель пребывания меня и моих друзей в Вконтакте – а почти все мои одноклассники к тому моменту были уже там зарегистрированы – были фотографии. У кого круче аватарка, кто интереснее провел вечер, чьи родители подарили гаджет новее — у каждого из нас было по 10 альбомов и по 500 фотографий в каждом. Вторым вариантом конкуренции были ники и семейное положение. За кого я только не «выходила замуж» во Вконтакте! Со временем, когда пользователи постарше смогли проанализировать основные наши слабости, начали появляться группы по интересам.
Контакт помогал нам найти единомышленников буквально по любому вопросу — начиная от тезок и заканчивая темой родительского непонимания и контроля. Число групп, в которых каждый второй пост был о том, что мир-тлен, а родители — отстой, стремительно росло. Я сама вступила в десяток таких групп. Они все назывались как-то слишком модно и непонятно, вроде «6:20» или «Давно не дети». В большинстве случаев там публиковались полароидные снимки всего, что могло попасться на глаза, и сопровождались они бессмысленным, но очень мотивирующим подростка текстом. +

Основное преимущество ВК на тот момент — неограниченный видеоконтент. Для детей в возрасте от 12 до 17 лет это было просто раздолье! В видеопоиске можно было найти абсолютно все – от рецепта кекса за 3 минуты до порнографии или шокового видео на телефон. Именно это нас и привлекало: мы понимали, что мир не такой позитивный, как его хотят представить родители, и хотели его исследовать. Да и сам факт того, что ты смотришь то, за что родители тебя бы «отругали» — классический вызов для любого подростка. В моем классе было несколько девочек, которые резали руки и потом делились этим в соцсети, создавали группы. Но при взрослых они всегда прятали увечья, поэтому единственный способ рассказать о своём страдании был интернет».
Почему школьники сидят в Вконтакте? Потому что там есть все, так еще это «все» на неограниченные темы.
«Если среди взрослых много ротозеев, то представляете, сколько любопытства у детей и подростков к теме шока и суицида? Я и мои друзья скрывали это от родителей, но при этом мы не считали, что делаем что-то плохое. «Вконтакте» с самого начала дал практически бесконечные возможности для удовлетворения нашего любопытства. Я не знаю, повлияло ли это как-то на меня и моих друзей, но именно «Вконтакте» дал нам такие способы бросить вызов родителям. Как мне кажется, самое важное, чтобы это все оставалось на уровне любопытства, а это уже бывает сложно.
Сейчас я могу зайти в ВК примерно 30 раз за день, будучи подростком, я делала это в два раза чаще. Уследить за тем, что на подростка нет влияния в социальных сетях практически невозможно, — это я вам могу сказать точно. Мы все равно смотрели и читали там то, что хотели. Сейчас шоковый контент в «Вконтакте» блокируется, но и здесь «мы» нашли решение. Назвать видео отвлеченным и смешным именем, сделать группу закрытой и приватной, дабы избежать жалоб, преподносить все как шутку — способов множество, и все они помогают детям и подросткам удовлетворить это негативное любопытство»
Психологи подчеркивают зависимость семья-ребенок. Семья может быть благополучной только внешне. Родители ходят на работу, покупают детям вещи. Даже если родители не имеют девиантного поведения, они могут быть просто не включены в жизнь ребенка. Родитель приходит домой в 10 часов вечера, садится на диван или идет спать. Он не общается с ребенком, не интересуется его переживаниями. 
Подростковый возраст в целом сложный, он бывает сопряжен с депрессией. В целом идет перестройка организма ребенка, идет внутреннее и внешнее принятие среды. И мысли о своей никчемности могут посещать ребенка. Но дело не в том, что приходят такие мысли — они приходят нам иногда каждому — а в том, двигаться ли в этом направлении и реализовывать ли их. Постепенное отдаление ребенка от семьи, его взросление — это нормальный процесс. Но нельзя пускать это на самотек. Родители знают, что их дети едят, какие оценки приносят из школы. А что им не нравится? Кого они любят? Что чувствуют? Какие песни они поют? Какой рэп читают? Какую музыку они слушают? Какие у них кумиры? До этого ли современным родителям, занятым работой и добыванием средств к существованию? 
Неуловимая граница между реальным и виртуальным. Там, на экране, все просто, легко, там тебя понимают и принимают… Там — если тебя убьют, то вскоре и воскресят, там нет смерти, там – вечная жизнь…. А если смерть появляется, то она очень красиво представлена».
Страница ребенка позволят дать общее преставление об интересах подростка, его окружении, времени пребывания в сети. Большинство подростков состоят в группах и подписаны на сообщества. По указанным страницам и группам, сообществам можно проследить интересы и увлечения подростка, а так же круг его общения. Записи, которые для подростка являются важными, очень часто дублируются на его личной странице («репост»). Опасение всегда вызывают группы, в которых находится ребенок, сообщества и страницы на которые он подписан, так как они отражают не только его интересы подростка в определенный момент, но и его эмоциональное состояние. Существуют группы явной деструктивной направленности, провоцирующие агрессию, либо объединяющие несовершеннолетних «правыми» взглядами, провоцирующие на суицид, насилие, противопоставление общепринятым нормам. Преимущественно это группы, которые так или иначе связанны с фанатским движением, либо правого. С 2015 года серьезную угрозу для детей начали представлять группы и сообщества, провоцирующие на суицид.  Правила игры таковы, что подросток должен выполнить 50 опасных заданий. Например, нарисовать на руке лезвием синего кита, вскрыв при этом себе вены. Итоговое задание – суицид. Если подросток не убьет себя, организаторы игры обещают уничтожить его родных и близких.

Почему родители должны идти в социальные сети

Мнение психологов сходится к одному утверждению: не допускать, чтобы ребенок отдалился и закрылся от родителей. Любая эмоциональная пропасть будет заполнена виртуальными друзьями и подругами: ведь там его принимают, безусловно, понимают, включают во взрослую игру, помогают стать успешным и подталкивают к такому сомнительному успеху. Родителям нужно не поддаваться на эмоции и не паниковать, а трезво подумать о том, как сохранять тонкие нити доверия с подростками. Отношения с ребенком необходимо выстраивать таким образом, чтобы он посчитал, что мама или папа такие же. Расскажите о своих переживаниях, которые вы испытывали в возрасте вашего ребенка, или о том, почему ваш сегодняшний день был трудным, — и он поймет, что вы воспринимаете его всерьез, что вы с ним делитесь. И со своей стороны будет более откровенным с вами, почувствовав, что вы не пытаете его вопросами, а проявляете реальный интерес к его жизни.
Однако помимо выстраивания отношения между родителем и ребенком немаловажное значение имеет контроль и анализ, что позволит своевременно принять необходимые меры и помочь подростку в трудной ситуации.
Существует серьезная необходимость вовлечения родительской общественности в сети. Создать свою страницу в социальной сети может каждый родитель. Этот посыл должен реализовываться через родительские собрания и конференции. Создание страниц под «фейковыми» никами позволит родителям посмотреть на своего ребенка совсем с другой стороны и увидеть проблемы, которые должны быть разрешены.

Памятка для родителей «КАК УБЕРЕЧЬ РЕБЕНКА ОТ ОПАСНОСТЕЙ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ»

Безопасное поведение в Интернете

РОДИТЕЛЬСКИЙ КОНТРОЛЬ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Сегодня много говорится об угрозах, которые таит в себе интернет. Об этом сообщают по телевидению, радио, пишут в газетах и журналах, но больше всего на эту тему сказано в сети Интернет.

В первую очередь, этим угрозам подвержены наши дети.

Дети могут занести на семейный компьютер вредоносную программу, зачастую называемую вирусом или трояном. Но даже если пропадет вся ценная информация, которая хранится на компьютере, или вредоносная программа похитит реквизиты электронных платежных систем, и мы лишимся денежных средств – это полбеды. А вот если ребенок начитается, насмотрится, наслушается всего негативного, что есть в интернете, мы можем лишиться его. Вот это – самая настоящая беда.

А в интернете есть все: порнография, сцены жестокости и насилия, пропаганда суицида, способы изготовления самодельных взрывчатых веществ и устройств, наркотики…

Только не надо паники и поспешных решений! В интернете есть и средства борьбы с таким злом: советы, как с этим бороться, форумы и социальные сети, где родители обсуждают свои проблемы. Есть и компьютерные программы, с помощью которых мы можем ограничивать доступ ребенка к нежелательной информации.

Основные задачи, которые решаются с помощью данных компьютерных программ, заключаются в:

  • запрете посещения нежелательных категорий сайтов;
  • блокировке опасных сайтов;
  • блокировке контекстной рекламы и баннеров;
  • защите ребенка от сомнительных знакомств;
  • контроле за работой программ обмена сообщениями, социальных сетей и загрузки файлов и др.

Это означает, что при установке таких программ и их нормальной работе ребенок защищается от посещений сайтов порнографического содержания, пропагандирующих секс, наркотики и насилие, распространяющих вредоносные программы, в некоторых случаях – от посещения игровых сайтов, сайтов знакомств, где зачастую различные сомнительные личности могут выдать себя за сверстников вашего ребенка. Список этим не ограничивается, и такие программы могут выполнять много разных полезных функций и задач.

Многие из этих программ бесплатные и свободно распространяются, в том числе и в сети Интернет.

Вот только одна беда – наши дети сейчас знают компьютеры намного лучше своих родителей. Нередки случаи, когда программы, предназначенные для родительского контроля, в умелых детских руках превращаются в программы контроля за родителями. Так что эти программы – для самых маленьких.

А вот для более взрослых детей, в том числе и сотрудников различных компаний, есть иное техническое решение по ограничению доступа к нежелательным сайтам.

Это решение строится на простом принципе – поставить фильтры там, куда наши дети не могут дотянуться, где ничего не могут изменить, – на оборудовании интернет-провайдеров. Разные интернет-провайдеры используют различные технические методы реализации этой услуги, где-то она надежней, где-то более удобная при настройке и выборе опций, но всех их объединяет одно – обойти эту защиту наши дети практически не в состоянии, для этого нужно обладать специальными техническими познаниями, которые и не у каждого взрослого есть.

А к какому интернет-провайдеру стоит подключиться, у кого из них система «Родительский контроль» работает лучше, надежнее, удобнее, лучше всего обсудить с другими родителями. Например, на родительском собрании, в присутствии классного руководителя. При таком обсуждении совершенно не обязательно обладать специальными компьютерными познаниями, тут критерий прост – работает или не работает подобная защита.

Тем не менее полагаться на все 100 % на технические средства защиты я не советовал бы. Если вы доверяете своему ребенку и он вам, если вашему ребенку интересней общаться с вами, а не с незнакомцами в интернете, если вы живете жизнью вашего ребенка, только в этом случае защита будет работать безотказно.

поделиться в: